Как определить качество БАД?

На тему эффективности и безопасности БАД существует множество мнений — и волна негатива, подогреваемая статьями в СМИ, в интернете.

На деле у БАД, как и у лекарств, есть ответственные производители, следующие букве закона, и недобросовестные производители, не соблюдающие требования к БАД, начиная с сертификации и заканчивая контролем качества. Как любой продукт — есть колбаса хорошая, а есть с генномодифицированной соей и усилителем вкуса, есть мед натуральный и есть разбавленный сахарным сиропом. Также и содержимое БАД зависит от производителя.

Противопоставление лекарственных препаратов и БАД — это принципиально разные вещи с разными функциями. Следует рассматривать три основные задачи, которые могут быть решены с помощью БАД: профилактика заболеваний, вспомогательное средство при лечении наряду с фармацевтическими средствами, реабилитация после перенесенных заболеваний.

С момента появления БАД в начале 90-х на рынке долгое время царил хаос. Нездоровая обстановка, сложившаяся в период его «дикого» развития, привела к возникновению ряда негативных явлений. Многие люди на себе испытали последствия употребления тайских таблеток, «спортивного питания» с гормонами и чудо-систем для похудания, на поверку оказывавшихся таблетками сенны.

На сегодня сформировалась твердая законодательная база, позволяющая определить критерии качества продукции рынка БАД.

Критерии качества биологически активных добавок:

  1. Свидетельство о государственной регистрации — юридически правильно оформленной является только продукция, которая прошла сертификацию и госрегистрацию, проверку на санитарно-гигиеническую безопасность.
  2. Строгое соблюдение норм и требований к БАД и производителю, регламентированных законом — производитель прошел соответствующий контроль, получил разрешение на производство, а еще лучше — международный сертификат ISO или GMP. Сырье соответствует требованиям ГОСТа и имеет всю необходимую документацию (микробиологию, токсикологию).
  3. Соответствие реального состава заявленному — в этом принципиальное отличие качественных БАД от фальсифицированных продуктов, когда компания сертифицирует один продукт, а производит уже в другом составе, включая туда сильнодействующие компоненты (например, Жуйдемен).
  4. Действия, наносимые на этикетку, подтверждены клиническими исследованиями, проведенными в аккредитованных учреждениях, или результатами добровольной сертификации.
  5. Качественная, добросовестная реклама БАД. Сложной проблемой на рынке БАД остается проблема неадекватной рекламы, которая в части показаний для применения не соответствует информации, согласованной при государственной регистрации продукции. Навязчивая, необъективная, ложная реклама способна дискредитировать продукт, отбить всякое желание связываться с БАД. С некоторых пор в рекламе БАД запрещено использовать слово «лечит», у потребителя не должно создаваться впечатление, что препарат является лекарством и является панацеей от всех болезней. Добавки рекомендуется позиционировать как средства улучшающие состояние здоровья и являющиеся необходимым элементом здорового образа жизни современного человека.